Эксперты: для общественных пространств недостаточно простого благоустройства
ПРЕСС-ЦЕНТР
Необходимость создания продуманных общественных пространств, которые оживят городскую структуру, уже признанный факт. Однако что должно размещаться в таких пространствах, чтобы привлечь горожан и туристов? И кто должен отвечать за их организацию и финансирование? На эти вопросы порталу UrbanLook ответили эксперты рынка недвижимости.

Илья Мейтыс, руководитель архитектурного бюро "ARCHKON"
Чтобы привлечь горожан в пространство, мало просто уделить внимание благоустройству, озеленению, малым формам. Современный житель города сегодня ежеминутно реализует не один, а сразу несколько поведенческих сценариев.
Поэтому городские общественные пространства должны предоставлять ему одновременно рабочее место, возможность общения и коммуникаций, в том числе и дистанционных, место для семейного отдыха и прогулки с детьми, занятий спортом и образования.

Фактически происходит превращение элементов ландшафтной архитектуры в многофункциональные центры. Поэтому необходимо предусматривать в первую очередь gокрытие территории качественным доступом в интернет. Площадки для детей разных возрастов с обязательными зонами для работающих родителей.
Спортивные площадки и развлекательные объекты для активного отдыха (различные качели, гамаки). Зоны для индивидуальной и коллективной работы, своеобразные коворкинги под открытым небом. Кофейни и читальни, совмещающие в себе функции образовательных точек и общепита.

Самый эффективный способ не допустить превращения территории в место для пьянок и скопления маргиналов – это создать интересное пространстве, которое не будет пустовать, и поэтому будет некомфортным для подобного времяпровождения. Обычные меры, к сожалению, на практике не помогают, особенно на значительных парковых территориях.

Примером могут служить скверы в районе Курского вокзала: хорошо решенные ландшафтные проекты не сумели противостоять сложностям локации и стали излюбленным местом местной маргинальной публики.

Общественные пространства, на мой взгляд – зона ответственности общества целиком. Это следует из самого названия: все участники городской жизни являются потребителями и заинтересованными сторонами их создания. Но основную роль модератора и заказчика должны выполнять, безусловно, городские власти. Город должен служить гарантом соблюдения и правильного баланса интересов всех сторон.

Татьяна Подкидышева, директор по продажам «НДВ - Супермаркет недвижимости»
Пожалуй, нет универсального рецепта для организации идеального городского общественного пространства. Многое зависит от того, о каком городе мы говорим, остальное – от локации внутри самого города. Если взять столицы и миллионники, то есть города с контрастирующими между собой центром и спальными районами, то набор инфраструктуры для придомовых территорий на окраинах должен состоять из спортивных площадок, беседок для барбекю. Если речь идёт о сквере или парке в центре города – нужен общепит, а также хорошо сработает любой бесплатный перфоманс: кино под открытым небом, открытая же выставка фотографии – хлеб и зрелища всё-таки вечные центры притяжения.

Настроение места «танцует» от интересов большинства его посетителей. Если место ориентировано на культурный досуг и всем видом говорит об этом, маргиналам там будет «некомфортно». То есть важно сформировать некую норму, а дальше всё пойдёт автоматически: вспомнить хотя бы «Музеон» и парк Горького до реконструкции и после. Если общественное пространство будет в большинстве привлекать проактивную молодёжь – маргиналам не захочется там появляться. А что нужно молодёжи? Актуальность, дизайн, мода. Значит, для развития площадки понадобятся малые архитектурные формы, продуманный ансамбль. Сейчас, например, в моде европейский минимализм, но если завтра его на пьедестале популярности сменит, ну, хотя бы барокко, общественные места придётся реконструировать. Значит, строения в парках и на площадях должны быть некапитальными, доступными для реконструкции. А чтобы сделать место модным, нужна раскрутка – реклама и пиар в виде, например, приглашения селебрити или открытия по соседству модного кафе иностранной торговой сети.

Откуда стартует развитие общественных пространств? Всё так или иначе начинается с индивида. Горожанин должен как минимум задуматься о том, чего ему не хватает, и сформировать запрос. На спортивные ли объекты, культурные, развлекательные; масштабные и дорогие или совсем незамысловатые – неважно. Главное, чтобы развитие общественного пространства было целевым, отвечало настоящим потребностям жителей города. Дальше ход городских властей – они должны услышать этот запрос, подготовить решения. Бизнес подключится только в том случае, если увидит в развитии общественного пространства коммерческий потенциал. Кстати, очень часто так и происходит, либо бизнес может выступить соинвестором проекта.

Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE
Прежде всего отмечу, что сегодня есть запрос горожан на создание досугового пространства в районах их проживания, недалеко от дома. Отправляться в центр ради уличного отдыха не всегда удобно в силу транспортных проблем. Кроме того, цены на услуги развлекательных заведений, кафе и ресторанов в центре постоянно растут, что делает отдых там менее привлекательным. Поэтому повышается спрос на благоустроенные, разнообразные, многофункциональные общественные площадки в районах, которые принято считать исключительно жилыми и даже «спальными». С этой точки зрения очень важно то, что в современных масштабных жилых комплексах застройщики все чаще предусматривают такие зоны.

Не нужно забывать, что поддержание общественного порядка – это обязанность государства. Поэтому если мы видим, что какое-то общедоступное пространство превращается в место для маргиналов и пьянок, то это происходит только из-за недостаточного внимания к этому властей. Кстати, появление маргиналов и их довольно специфичные развлечения – это тоже следствия недостатка пригодного для культурного отдыха общественного пространства. В неблагополучных районах также следует организовывать зоны досуга, спорта и просвещения, чтобы решить эту проблему.

Я считаю, что благоустройство общественного пространства и его развития должно быть, прежде всего, задачей городских властей. Они аккумулируют налоги горожан и предпринимателей, и в их задачи входит повышения уровня культуры населения. Поэтому основную работу, прежде всего организационную и финансовую, должны проводить власти. Однако при этом необходимо применять инклюзивные механизмы принятия решения, то есть, прежде чем воплотить некий проект в жизни, нужно представить его на обсуждение общественности. Горожанам необходимо иметь возможность не только высказать свое мнение, но и представить дополнения.

Елена Чегодаева, руководитель департамента аналитики АН «Бон Тон»
Реализация проектов КОТ (комплексное освоение территорий) является одним из инструментов развития городских пространств. Совместно с органами власти застройщик участвует в создании комфортной среды и вносит свою лепту в улучшение городского облика. Помимо жилой составляющей и внутренней социальной инфраструктуры, речь идет о благоустройстве набережных, парков и рекреаций, попадающих в зону интересов девелоперских компаний. Яркий пример – проекты на берегу Москвы-реки.

Создание нового облика набережных интересно и городу, и застройщику. Напомним, что протяженность реки вместе с заливами и затонами составляет более 200 км, и в хорошем состоянии находится далеко не вся береговая линия. Согласно разработанной программе планируется благоустроить порядка 64 км набережных. Также среди задач - создание 40 центров с жилой и коммерческой недвижимости. Локации с более высоким трафиком станут зоной притяжения необходимой инфраструктуры – кафе, ресторанов, магазинов. Инвестиционная привлекательность территорий повысится, и вместе с этим выиграет не только проект, но и сам район.

Территории набережных становятся продолжением реализуемого жилого комплекса, и частью прогулочных маршрутов. Данное преимущество становится дополнительным фактором в продвижении проекта и привлечении покупателей, а сам формат креативных пространств «у воды» соответствует общему тренду развития городских пространств.

Важно подчеркнуть, что благоустройство зон набережных часто происходит на территориях, которые относятся к «серым участкам». В этом случае также отметим важность перепрофилирования промзон, которые потеряли свои актуальность по мере «разрастания» Москвы и требуют другой локализации. Собственно, высвобождение данных территорий под организацию новой и концептуальной застройки (как пример «ЗИЛАРТ») позволяет району приобрести новый облик и стать более привлекательным для покупателей. Производственные локации застраиваются жильем комфорт- и бизнес-класса, что делает среду более комфортной и дружелюбной, а город получает новые интересные пространства.

Владимир Непорада, главный архитектор градостроительного бюро Master's Plan.
В современной урбанистике очень много приемов и методов для обустройства общественных пространств. Для удобства предлагаю условно разделить эти методы на пространственные, стаффаж, антураж, и медиа. Сформировать общественное пространство можно разными способами, которые относятся к одной или нескольким группам предлагаемой классификации. Выбор методов зависит от многих факторов, включая прежде всего градостроительный контекст, финансирование, историю места и пожелания людей.

Методы обустройства общественных пространств по группам:
- Пространственные. Подразумевают использование сложившегося контекста, выбор основных видовых точек с целью подчеркнуть интерес к существующим или проектируемым объектам, направить взгляд, организовать основные направления движения людей, сделать среду безопасной и интересной для исследования. На восприятие влияет расположение объемов зданий, их форма, композиция, расстояние, масштаб и многое другое.

- Стаффаж. Это все элементы искусственной среды. Например, самый базовый - материал для мощения дорожек и тротуаров, площадей, его цвет и фактура. К стаффажу относятся лавки, ступени, фонари и другие элементы освещения, оборудование, ограждения, бордюры, парапеты и, конечно, самое интересное - пространственные покрытия и малые архитектурные формы. К стаффажу можно отнести и фасады зданий, архитектурные детали.

- Антураж. Объекты природной среды: озеленение, благоустройство, ландшафт. К этой группе приемов можно отнести земляные работы, подбор растений или сохранение существующей среды, взаимодействие с животным миром.

- Медиа. Привлечение внимания к общественному пространству методами социальной коммуникации. Сюда входит организация различных общественных мероприятий, выставки, соревнования, фестивали, выступления артистов, достопримечательности, реклама, социальные сети и дополненная реальность - QR коды и более технологичные способы интеграции реальной и виртуальной среды. Очень большое значение имеет световая иллюминация в ночное время, световые шоу.

Можно очень много говорить о возможностях организации городских общественных пространств, методах обустройства. Урбанисты, архитекторы и дизайнеры все время придумывают новые способы.

Маргиналы – это люди, относящиеся к различным социальным группам, неформалы, люди, отличающиеся от большинства в силу своего мировоззрения, воспитания и т.д., совершенно не обязательно маргиналы неблагополучны или опасны. Хотя сейчас очень распространено негативное значение этого термина. То есть предлагаем не путать их с люмпенами – бродягами, нищими, уголовниками, жуликами, душевнобольными, алкоголиками и другими асоциальными элементами.

Для поддержания порядка в общественной зоне есть разные методы. Конечно, это пункты охраны порядка и правоохранительные органы, системы наблюдения. При проведении мероприятий эту функцию частично выполняют их организаторы и волонтеры.

Когда общественное пространство часто используется одной или несколькими социальными группами, люди во многом сами следят за порядком, вытесняя люмпенов.

Скорее всего для гармоничного развития среды и создания интересного и функционального общественного пространства в этом должны участвовать все. Ведь то, каким оно будет, влияет не только на городскую среду и предпринимательство, но и на образ жизни людей.

Алексей Лухтан, руководитель департамента маркетинга и продаж компании Lexion Development
Грамотно продуманные общественные пространства формируют у жителей культуру отдыха. Самое важное, чтобы в основе концепции удачной общественной среды были заложены не только интересы всех жителей, согласно их возрастному цензору, но и приоритеты, ориентированные на их психологическое и устойчивое состояние. Например, большой популярностью среди москвичей и гостей столицы пользуются пешеходные зоны, которые стали в последнее время центром притяжения людских потоков. Не стоит оставлять без внимания и многочисленные открытия и реконструкции московских парков и скверов, пешеходных улиц и набережных, тематических спортивных и развлекательных пространств. В этих современных общественных зонах можно найти интерес для человека любого возраста – от малышей и тинэйджеров до более возрастной группы граждан. Распределение общественных пространств по тематическим зонам способствуют более тесному общению, особенно это актуально в нынешней ситуации, когда виртуальное и цифровое общение все больше поглощает живые коммуникации.

Отдельного внимания заслуживает новая пешеходная Москва, которая за последние пару лет преобразилась до неузнаваемости. Многие главные улицы столицы освобождены от автомобильного трафика и припаркованных машин, у людей появилась возможность проводить больше времени в центре, посещать всевозможные ярмарки, любоваться достоянием Москвы – ее архитектурным и историческим блеском. Спальные районы столицы тоже не остались без внимания и очень преобразились за последние время. Здесь появилось много облагороженных зеленых зон, парков и скверов, современных дворовых пространств, спортивных площадок, уличных тренажеров, благоустроенных мест отдыха.

Самое важное – это грамотно организованные зоны общественного пространства, которые удовлетворяли бы потребности всех жителей. Одним словом, многофункциональность и разнообразие – залог успешной стратегии развития общественных пространств, и как следствие, недопущение нетипичного поведения со стороны граждан.

Конечно, в организации и развитии общественных пространств должны принимать участие все – от государства до самих граждан. Не менее важной считается роль и коммерческих структур. Так, в основу стратегии большинства девелоперских компаний входит не только строительство жилых домов и благоустройство внутридворовых пространств, но и развитие придомовых общественных территорий, которые впоследствии благоприятно влияют на создание так называемых соседских комьюнити.

Подробнее: https://urbanlook.ru/eksperty-dlya-obshhestvennyx-prostranstv-nedostatochno-prostogo-blagoustrojstva/
\