\
РАБОТА КОМАНДЫ АРХИТЕКТУРНОГО
БЮРО ПОХОЖА НА ЗВУЧАНИЕ СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА
– Илья Леонидович, сегодня в портфолио вашего бюро множество знаковых
проектов, многие из них стали победителями престижных профессиональных конкурсов. Как бы вы охарактеризовали подход, который применяется ARCHKON при создании проектов?

– Уже много лет, с момента основания, мы практикуем индивидуальный подход,
исходя из уникальности каждого проекта. Что определяет уникальность в широком смысле этого слова? Это контекст проекта, его узнаваемость, особенности, которые позволяют выделиться среди других решений, персонификация. И мы хорошо понимаем необходимость всестороннего анализа задачи, экспертизы высокого уровня по всем аспектам проекта, результатом чего является комплексный подход к проектированию.

– Как этот подход реализуется на практике?

– Мы формируем многопрофильные проектные команды, где каждый профессионал рассматривает задачи через призму своей уникальной специализации. В этом пересечении компетенций и заключается наш успех: мы находим не просто решения, а такие, которые глубоко созвучны с потребностями конкретного заказчика проекта. Создаём пространства, которые вдохновляют и мотивируют. Поэтому команда бюро ARCHKON многопрофильная и состоит из архитекторов и градостроителей, ландшафтных архитекторов, дизайнеров, инженеров, специалистов по навигации и информационному дизайну.

Мы стали одной из первых компаний в нашей сфере, которая начала применять комплексный подход в своей работе. Сейчас это является устойчивым трендом, многие коллеги переняли этот метод работы.

И, с моей точки зрения, такой подход является самым верным. Для любого заказчика архитектурное бюро является ответственным за конечный результат; и когда принцип полипрофильности реализован в одной команде, то и у клиента есть чёткое понимание того, что компания отвечает за проект «от и до», и нам, как исполнителям, гораздо проще и эффективнее спрашивать с самих себя, а не состоронних исполнителей.

Кроме того, есть и другое весомое преимущество: за счёт работы единой команды существенно сокращаются сроки реализации проекта, так как никто никого не ждёт. А это, в свою очередь, экономит финансовые ресурсы наших клиентов, поскольку время – это деньги.

– Как при таком подходе реализуется взаимодействие с заказчиком?

– Безусловно, всё начинается с технического задания. И как показывает наш опыт: далеко не все заказчики обладают профессиональной командой, которая могла бы правильно это ТЗ
сформулировать, не говоря уже о том, что нужны профильные компетенции для контроля соответствия ТЗ на этапе выполнения работ. При этом важно понимать, что должны быть прописаны все детали – вплоть до выбора технологий и материалов.

Зачастую если заказчик решает самостоятельно составить ТЗ, то мы имеем дело с документом, в котором не содержится форматизированного задания, который полон противоречий, нестыковок и фактических ошибок. Если идти строго по этому документу, результат работы вряд
ли сможет порадовать заказчика.

Поэтому мы предпочитаем другой сценарий: к составлению на самом раннем этапе ТЗ подключают наше бюро.

Это и есть комплексный подход, который требует участия целой команды со специальными знаниями в области проектирования и строительства. Разные специалисты видят проект
с разных сторон, инженеры и архитекторы понимают, как это должно быть реализовано в их сфере, графические дизайнеры досконально прорабатывают свою нишу и так далее… При этом
благодаря тому, что всё создаётся усилиями общей команды, не получается эффекта «лебедь, рак и щука», как в известной басне; напротив, достигается эффект синергии.

– При работе над проектом какое-либо из подразделений бюро ARCHKON имеет безусловный приоритет?

– Я бы провёл аналогию по работе команды архитектурного бюро со звучанием симфонического оркестра. В каждом есть и дирижёр, и первая скрипка, но если«вычеркнуть» из общего звучания хоть один инструмент, то произведение уже не будет таким, каким оно было задумано,
нарушится гармония. Поэтому все подразделения равноправны.

– Итак: команда архитектурного бюро присоединилась к разработке ТЗ. Как проходит дальнейшая работа?

– В первую очередь мы проводим брифы и глубинное интервью с клиентом. Важно уточнить все пожелания. Именно в диалоге рождается истина, поэтому мы не
просто выслушиваем ответы на вопросы,а разговариваем, обсуждаем детали.
Например, если речь идёт о проектировании офиса, то важно понимать не только количество сотрудников, но и характер их работы, их предпочтения, стиль жизни,даже то, каким транспортом они предпочитают передвигаться что, в частности,поможет спроектировать рабочие места и кабинеты, так и неформальные зоны,зоны отдыха, гардеробные.

Поэтому мы стремимся как можно ближе познакомиться не только с самим
объектом (всегда начинаем проект только после выезда на место) и руководителем компании, но и с сотрудниками. Всегда привлекаем к обсуждению HR-отделы, которые обладают максимально полной информацией о коллективе.

Можно выделить несколько основных вопросов, которые важны для получения нужного результата. Например, для каких целей предназначен проект? Скажем, если речь
идёт о строительстве офиса, то что должно быть в нём главным, каким ценностям и задачам компании он будет отвечать?

Во-вторых, важно понять не только,чего хочет заказчик от проекта, но и то,
что он категорически не хочет в нём видеть. Мы не раз сталкивалась с тем, что
клиентам порой сложнее сформулировать идею о том, как это должно быть, чем
о том, чего быть не должно.

Конечно же, важнейший пул вопросов – бюджет и сроки. Это позволит подобрать лучшие решения, поставщиков и подрядчиков.

После брифа и интервью следует проработка примерных планировок, затем мы представляем эти проработки визуально, чтобы заказчик имел чёткое представление о том, как это будет выглядеть.
При необходимости вносим уточнения и корректировки. Этот все важнейшие этапы предпроектной работы, которые позволяют сформировать точное ТЗ, которое не будет требовать корректировок на этапе реализации.

Далее мы занимаемся инженерным проектированием проекта, подбором материалов и т. п.
Непременная составляющая нашей работы – сбор целого пула решений от разных поставщиков, которые будут интегрированы в проект. Далее формируется документация, необходимая для строительства объекта. Побираются подрядчики.

– А как контролируются реализация
проекта, работа подрядчиков?

– Поскольку мы фактически работаем единой командой с заказчиком, то мы непросто осуществляем надзор за реализацией, а выполняем полное сопровождение проекта. На деле это означает то, что мы не только помогаем подобрать подрядчика, но и в процессе отвечаем на все вопросы. Благодаря тому, что мы ещё на предварительном этапе устанавливаем
доверительные отношения с заказчиком и все участники процесса настроены на положительный результат, если архитектор в процессе реализации видит, что какое-то
решение может улучшить результат, то он может его предложить, несмотря на то, что
заказчик получил наглядную картину ещё на стартовом этапе и уже материализовал
объект в своём сознании. Но он видит и знает, что мы всегда на его стороне, что
если можно что-то оптимизировать, и это становится понятно уже в ходе реализации, то мы всегда предложим варианты и поможем принять важное решение на
развилке.

Фактически мы берём клиента за руку и проводим его по всем этапам. Наши клиенты часто становятся постоянными заказчиками после первого проекта, поэтому приглашают нас к работе и на другие свои объекты на этапе,когда они ещё только планируются.

Скажу больше: многим, особенно государственным заказчикам, мы помогаем составлять ТЗ на тендеры. Ведь, как всем хорошо известно, цена является определяющей для выбора компании. И очень часто, если заказчик составляет ТЗ самостоятельно, не обладая должными компетенциями, это даёт простор для недобросовестных подрядчиков, позволяя им упростить проект, потеряв в качестве.

В результате появляются непрофессиональные проекты, которые порой даже могут нести в себе опасность. Мы помогаем составить ТЗ таким образом, чтобы у подобных подрядчиков не было никакой возможности обмануть нашего клиента.

– Доверительные отношения с клиентом способствуют большей свободе при работе над проектом?

– У свободы есть и обратная сторона – это ответственность. Если ты убеждаешь клиента, что твоё предложение улучшит проект, ты отвечаешь за результат. Мы берём на себя
такую смелость. И я очень благодарен нашей профессии за то, что она позволяет заниматься тем, что приносит истинное удовольствие. Принцип командной работы нашего бюро – понимание задач заказчиков и наши профессиональные компетенции, которые позволяют из реализовать.

Сегодня работаем над теми проектами,которые нам действительно интересны.Не буду говорить, что это удача, везение.Мы изначально придерживались такого стиля работы, и, конечно, на нас работают наша репутация, опыт.Сегодня активно развивается тренд смешения и гибридизации форматов и пространств. Такие проекты, находящиеся на пересечении компетенций, для нас и
являются наиболее интересными.

– Можете привести примеры, когда заказчик прислушивался к мнению архитекторов, был готов идти на контакт?

– Практически все наши проекты таковы. В бюро ARCHKON и приходят, так как доверяют. Один из показательных примеров – это проект для ЖК FRESH на юге Москвы. Мы вышли за границы
проектной документации, предложив внести изменения и иначе сформировать генеральный план пространства.Все, кто работает в нашем бизнесе,знают, как это непросто, ведь заказчик
– девелоперская компания, у которой уже есть на руках генплан, но они пошли на эти изменения, и в результате у территории ЖК появилась своя айдентика, всё пространство было продумано до мелочей, каждому в этом дворе будет комфортно, интересно и можно найти
занятие по душе.

Ещё одна гордость – это работа нашего бюро над проектом офиса для Главного научно-исследовательского вычислительного центра (ГНИВЦ) в Москве. Это крайне интересный проект, который был связан с глобальной трансформацией компании, превращением её в современную IT-команду, отвечающую духу времени. Мы лично познакомились с заказчиком уже после того, как выиграли тендер на проектирование, и перед нами не ставилось жёстких рамок, а наоборот:
была предоставлена полная свобода – разумеется, в жёстких временных и бюджетных рамках проекта. Благодаря этому мы смогли предложить наилучшее решение задач нашего заказчика. Было создано гибкое современное рабочее пространство в формате Active Based Office с акцентом на корпоративных ценностях и истории компании.

Это большой проект, мы начали работу над ним в 2023 году и уже завершили несколько этажей. Так, например, совсем недавно была закончена работа на 15-мэтаже ГНИВЦ. Проект этажа был разработан специально для IT-сотрудников и департамента HR. И этот этаж, как и остальные, которые мы уже успели завершить, получился ярким и актуальным, настоящим драйвером изменений настроя ГНИВЦ.

И ещё раз подчеркну, что именно комплексный подход позволяет воплощать подобные проекты, которые отвечают и требованиям времени, и потребностям заказчиков.

Материал: https://www.rbgmedia.ru/files/rbg-273.pdf
ПРЕСС-ЦЕНТР